Прилуки

Неофициальный сайт п.Прилуки (Минский район, Баларусь)


[Главная] 

  [Памятники] 

  [История] 

  [Фотографии] 

  [Ссылки] 

  [Контакт] 



Архитектурные памятники Минщины

Замок в Прилуках.

(Памятники архитектуры - Якимович Ю.А.)

  В окрестностях Минска исторических и архитектурных памятников старины. Среди них видное место занимает дворцово-парковый ансамбль в Прилуках - небольшом поселком, расположенным на старом Несвижском тракте над рекой Птичь. Здесь, на высоком холме, окруженном валами и рвами с бастионами, стоял когда-то романтический "заколдованный замок", описанный в балладе польского поэта 19в., современника А.Мицкевича, А.Э.Одынца. Этот замок-дворец, перестроенный в позднейшее время, окруженный мощными вековыми деревьями, господствует над каймой реки и придает своеобразие окружающему ландшафту. Когда осматриваешь дворец с различных точек и в разных ракурсах, поднимаешься по крутым откосам валов, любуешься чудесным парком в итальянском стиле, то кажется, что переносишься в иную эпоху, становишься свидетелем отдаленных времен. Документальные источники по древней истории Прилук довольно скупы. Известно, что в 16 в. здесь было имение, принадлежащие князьям Огинским. В 1635г. по протекции киевского митрополита Петра Могилы, был основан православный монастырь, просуществовавший до 1740 года. В начале 18 века в Прилуках был возведен замок, который впоследствии перестроен в романтический дворец с зубчатыми завершениями стен и башен, богатым архитектурным декором фасадов. Видимо, в это же время и был разбит или реконструирован парк террасового типа, воспринявший элементы "итальянского сада". Однако этот дворец просуществовал недолго. В 1868 году он сильно пострадал от пожара и разрушился. Следующий этап развития дворцово-паркового ансамбля начался в 1872г. Дворец был реставрирован и приобрел первоначальный вид. Рядом была возведена большая башня с часами. Реконструкции подвергся и парк. В архитектуре прилукского дворца нашли отражение важнейшие художественные течения господствующие в беларуском зодчестве середины и второй половины 19 в. В это время на смену стилю классицизма, который занимал главные позиции в конце 18в. - первой половине 19в., пришел новый стиля - неоготика. Этот стиль связан с романтическим направлением литературы и искусства 19в. Он характеризуется возрождением пластических приемов древней готической архитектуры 13-14вв. И хотя в 19в. эти приемы уже утратили свой функциональный характер, т.к. отпала необходимость в устройстве обязательных стен, башен, машикулей и др. элементов, присущих средневековым замкам, насыщенные изящные острые и напряженные по рисунку и силуэту, формы готики стали излюбленным декоративным мотивом, благодаря чему они и приобрели новую жизнь. В прилукском дворце, как и в ряде других построек того времени, мы видим граненные башенки, украшенные зубцами, стрельчатые арки, оформляющие входы и оконные проемы. Особое богатство декоративных форм сосредоточено на главном фасаде, который обращен наружу к центральной аллее. Он решен очень живописно, оформлен разнообразно по рисунку арками, фризами, центральная часть выделена двухъярусной галереей. Справа - по главному фасаду к основному объему примыкает башенка, а слева, через одноэтажную часть - двухэтажный объем. Такая асимметрия создает неуравновешенную композицию, которая придает еще более живописный вид ансамблю. Во время ВОВ дворец был разрушен. После войны был восстановлен. После Огинских Прилуки достались агроному Оттону Горватту, превратившему "Заколдованный замок" (Одынец) в великолепный дворец готического стиля. Некогда Прилуки составляли вотчину кн. Огинских, были здесь две православные церкви Успенская и Троицкая и Православный монастырь, последний был построен Анной Тышкевич, уроженкой Огинской. От Огинских Прилуки перешли к Ивановским… От них к графам Чапским (последним владельцам замка), которые перестроили дворец.



Отрывок из книги Марии Чапской (Maria Chapska) - "Europa w Rodzinie"

Libella, Paris, 1970

…Родители приобрели Прилуки в середине 1886. Однако только первый этаж был меблирован и обжит. Там был солнечный салончик, кабинет отца и большой салон с севера, одновременно столовая. В западной части были запланированы гостиные покои. Значительно поздней, с увеличением семьи, дом наш приобрел одноэтажную пристройку, в которой была большая столовая с юга и крытая веранда с севера, украшенная летом растениями и становившаяся как бы продолжением салона. Дом наш стоял на холме, ниспадающими на юг четырьмя террасами к октавам: мельничному и парковому, соединявшими р. Птичь. Строила его предыдущая владелица Прилук пани Горватова в 1-й половине 19 в. в модном тогда стиле английской готики. Ранее стоял тут другой двор, т.к. место было очень живописное, а террасы и вся территория парка были в старых деревьях - липах, кленах, каштанах и тополях итальянских. В мурованном склепе с аркадами стоял сундук, полный старых бумаг. Были там еще пергаменты с печатями (но все это поели мыши). С востока взгорье спускалось полого к дворцовым строениям и третьему ставу, где, на холме, заросшем тростником, гнездились лебеди. Напротив дома с севера бежала липовая аллея, достигавшая березового тракта. Этот тракт окружал тут северо-восточный край парка и спускался к реке. Аллея наша имела 365 шагов, как дней в году. Деревья были старые и насажанные так, что создавали вверху кронами высокие своды. С запада парк круто спускался, перерезанный террасами, к гостинцу и реке. Вверху стояла капличка, очень примитивно мурованная, побеленная, со стороны парка был вход в тесное внутреннее помещение с изображением Девы Марии на малом алтаре. Но в верхней части каплички под четырьмя аркадами стояла фигура св. Яна Непомуцена, вырезанная из дерева. Она была сильно попорчена снегом и дождем. Ян был обращен лицом к гостинцу, а raczej к соседскому взгорью, называемому Лысой горой, где стояла раньше униатская церковь. Взгорье не было ни чем заросшее, здесь находились могилы. Посреди взгорья на месте древнего алтаря стала вновь малая капличка типа придорожной, с пустой wneka. Взгорье обрывалось круто к реке, откуда брали песок, осыпалось вместе с муравой и спрахтелыми костями. Их собирали и складывали в капличке. Люди говорили, что когда-то был мост, соединявший костельное взгорье с нашим парковым взгорьем. Могли об этом свидетельствовать два больших glazy гранитные, бело-черные, грубозернистые, сомшелые, но когда-то отесанные. Они были, видимо, опорами того моста, вросли в парковую дорожку. Видимо они были привезены из далека, т.к. у нас близко каменоломен не было, так же как и другой камень, западный в земле, отесанный на четыре сечения на подобие ксендзовской шапки. Под капличкой св. Яна был свезенный со взгорья для нас, детей, песок. Под аркадой каплички висел колокол и три раза в день зимой и летом звонил старый Мазуркевич. Другой функцией Мазуркевича было подметание кирпичного коридора, который обходил весь дом в suterenach, где размещалась кухня, покои, служба и столовая. По другой стороне тракта, на перекрестке с гостинцем полевой дороги, стоял высокий замшелый крест с маленьким Христосом в щите. Крестьянки вешали на него фартушки, пошитые из платьев умерших или больных детей. Дом наш не был первоначально канализован. Но на трех этажах были водные ubikacje, вода бежала на каждом этаже, в кухне, лазенке - редкая вещь тогда…



Прилуки 2003



Сайт управляется системой uCoz